04 ноября 2020

Джинн

Джинн


Джинн — как правило злой дух из мусульманской мифологии, проникший в Коран, а благодаря «Сказкам 1001 ночи» и в современную игровую и киноиндустрию.

До пришествия Магомета аборигены аравийских пустынь поклонялись различным демоническим сущностям, которые, вероятно, представляли собой вариант как анимистического воплощения различных сил (судьбы, природы, врагов и так далее), так и естества посмертного существования ушедших из мира сего (типа раннего толкования славянских упырей). Этим сущностям-духам приносили жертвы, к ним обращались за помощью. Указанные создания свободно общались с людьми, в каждом племени были даже своеобразные «специалисты», с которыми духи контачили особо охотно — аррафы - «провидцы» и кахины - «прорицатели» (позже к ним добавят шаиров). Они предсказывали будущее, занимались поиском пропавших вещей, угадывали скрытое. Во всём этом арабы были не первооткрывателями, а наследниками древнесемитских, месопотамских и прочих средиземноморских мифологических наработок — даже само слово «джинн» этимологически восходит к латинскому гению (genius), а по духу — к греческому даймону.


Джинн выполняет желание человека
Джинн


В последствии правоверные мусульмане объяснили, что в большинстве своём языческие персонажи были не просто демонами, но джиннами, часть которых, как известно, поклонилась Аллаху и приняла ислам (ага, типа буддизма у нагов). Говорят, что принявшие ислам джинны собой не просто человекообразны, но весьма красивы. Джинны-язычники же уродливы как сам грех — этих позже было принято называть шайтанами (да, как и главного противника Аллаха). Вообще, согласно Корану, Аллах создал три вида разумных существ: людей (из праха, глины), ангелов-малак (из чистого света) и джиннов (из знойного пламени). В отличие от ангелов, джинны имеют деление по половому признаку, могут жениться между собой и «сочетаться» с людьми. Если ангелы полностью подчинены Аллаху, то джинны признаются свободным духовным народом, представители которого могут определять своё отношение как к Аллаху, так и к людям.

И хотя джиннам посвящено большое число сочинений мусульманских богословов, нельзя сказать, чтоб эта тема получила глубокую проработку в арабской теологии. Исключение составляет, пожалуй, только вопрос подчинения джиннов воле человека — одна из центральных проблем, которой занимались оккультные науки мусульманского средневековья. Собственно, и в немусульманских странах джинны, видимо, известны прежде всего как арабский аналог Золотой рыбки.


Джинн злой дух

Говорят, что пророк Мухаммад разделил джиннов на три категории. Первыми здесь стоит упомянуть так называемых «каринов» или «товарищей» — это зловредные джинны-искусители, данные каждому человеку от рождения для того, чтобы склонять того ко злу, в то время как есть и персональный ангел человека, который пытается наставлять его на путь истинный. Вторая категория джиннов — джинны «воздушные», разведчики и доносчики, подслушивающие распоряжения Аллаха и сообщающие их колдунам и чревовещателям (правда, в весьма искажённой форме). Существует предание о том, что когда на небе появляется метеор, то это значит, что ангелы опять увидели джиннов, пытающихся проникнуть на небеса, и бросили в них огненный камень. И третья — джинны-животные, которые часто бывают «хорошими». Абу Саид Аль-Худри рассказывает, что Пророк предостерегал своих сподвижников от жестокости в отношении змей. В Медине, говорил он, живут джинны, принявшие ислам. Поэтому если вы увидите в своём доме змею, следует три раза вежливо попросить её удалиться и лишь после этого убивать, как шайтана (который, как мы помним, есть плохой джинн). Среди джиннов-животных отдельно выделяется такая низшая категория как хинны, принимающие облик чёрной собаки. Сподвижники Мухаммеда сообщают, что Пророк называл чёрную (не рыжую или коричневую, а именно чёрную) собаку «шайтаном» и велел мусульманам не молиться в верблюжьих загонах, потому что они (верблюды) сотворены из шайтанов.


Джинн мусульманская мифология

С другой стороны, считается, что в аутентичной мусульманской традиции существовало три класса джиннов: гул, ифрит, силат. Однако, такой источник как «1001 ночь» прибавляет к ним как минимум марида. Теоретически (при всём смешении понятий и их синонимичности в тех же «Ночах»), иерархия джиннов (с точки зрения их мощи) выглядит примерно следующим образом:

1. Марид — самый могущественный джинн, правда скорее только в литературе и компьютерных играх, водяной элементаль там же.

2. Ифрит — самый злокозненный вид джиннов и самый могущественный по версии арабо-мусульманского фольклора. В играх и литературе за ним закрепился статус огненного элементаля.

3. Гул (которого следует отличать от гуля) — пожалуй, самый демонический вид джиннов, который характеризуется исключительным пристрастием к человечине. Кроме того, характеризуется сугубо женской составляющей. Мужчины у них зовутся кутруб.

4. Силат (или сила) — самые слабые из джиннов, он даже не может менять форму. Утверждали также, что сила очень уязвим к деревянному оружию: его можно убить простой палкой, причём одним ударом.

Есть ещё джиннии — это женский вид джиннов.

Впрочем, вариаций названий джиннов существует масса.


Джиннии женский вид джиннов
Джиннии


Комментариев нет:

Отправить комментарий