Мифология — Мир магии
Мифология
Мифология отличается от фольклора: миф — совокупность представлений о мире, принимаемая носителем мифологического сознания за действительное и не подвергающееся сомнению знание, в отличие от фольклора, который не обязан восприниматься как нечто правдивое и жизнеподобное. Фольклор есть художественно-эстетическое отображение мира и, являясь своего рода порождением мифологии, он сохраняет те или иные её черты, но не становится ей равным.
Н. Б. Мечковская в этой связи заключает: «Мифология — это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания ещё не различены и не обособлены друг от друга. Фольклор — это исторически первое художественное (эстетическое) коллективное творчество народа (словесное, словесно-музыкальное, хореографическое, драматическое)».
Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.
Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Это подтверждается как изучением истории, так и современных примитивных народов, у каждого из которых существует тот или иной вид мифологии.
Мифология народов мира
• Греческая мифология — мифология древних греков, тесно переплетающаяся с их религией. Оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях, мифических существах и богах.
• Римская мифология — совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян.
• Скандинавская мифология — мифология древних скандинавов, часть древнегерманской мифологии. Основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Младшей Эдды» С. Стурлусона XII века н. э. Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита.
• Кельтская мифология — мифологические представления континентальных и островных кельтов. Сформировалась в первоначальной области их расселения в Центральной Европе (к северу от Альп). Последующее развитие происходило в условиях расселения кельтских племён во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. на Европейском континенте и Британских островах и соприкосновения с автохтонным (коренным) населением.
• Египетская мифология — собрание мифов Древнего Египта, которые описывают действия египетских богов в качестве средства познания мира. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии.
• Шумеро-аккадская мифология — мифология населения Древней Месопотамии, говорившего на шумерском и аккадском языках.
– Аккадская мифология — мифические представления аккадцев до конца III тыс. до н. э. в целом. Её истоки — в древнейших семитских верованиях; однако относительно рано эти представления подверглись сильнейшему влиянию шумерской культуры. Понимается мифология всего аккадоязычного населения Древней Месопотамии, в том числе вавилонян и древних ассирийцев.
– Вавилонская мифология — мифические представления аккадоязычного населения Вавилонского царства в целом, а со временем — всей области Нижней Месопотамии, известной в античных источниках под именем «Вавилония».
– Ассирийская мифология — мифические представления аккадоязычного населения Северной Месопотамии в целом, в первую очередь обитателей верховьев Тигра, где располагалась историческая область Ассирия.
– Мифология отдельных городов-государств — мифологические традиции отдельных городов-государств.
• Западносемитская мифология — мифология западносемитских народов хананейско-аморейской группы (угаритяне, финикийцы и израильтяне (евреи) во время отступления от монотеистического культа Яхве, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населяющих с 4-го-3-го тысячелетия до н. э. Сирию и Палестину.
– Археологами была найдена храмовая библиотека в Угарите, от которой сохранились религиозные стихотворные тексты, эпические культовые песни, списки богов, записи мифов.
У западных семитов не существовало единой мифологической системы, каждая местность, каждый город имел своего бога-покровителя.
• Зороастрийская мифология — не очень красочна и богата, но зато весьма интересна. В ранних текстах Авесты описывается четырехъярусная модель космоса: орбита звезд, соотносимая с благими мыслями; орбита луны (благие слова), орбита солнца (благие дела) и особая светоносная сфера, где обитают Ахура-Мазда и его окружение. Царство Ангро-Майнью - в преисподней. Ряд мифов подробно описывает историю противостояния и борьбы добра и зла.
Зороастризм – традиционная религия персов. Это самая маленькая на сегодня религия по числу последователей. По всему миру насчитывается не более 130 тысяч его последователей.
Зороастризм имеет те же самые корни, что и ведическая религия древних ариев. Древнейшие пласты этой религии восходят к общим верованиям прото-ариев, из которых позднее произошли индоиранцы и индоевропейцы. Разделение приблизительно в III тысячелетии до н. э.
Племена древних индоиранцев населяли южно-русские степи и земли к юго-востоку от Волги. От индоиранских племён произошли такие народы как персы, скифы, сарматы. В русском языке сохранились весьма древние слова иранского происхождения, например, "топор".
Наиболее древний пласт верований индоиранских племён – это почитание духов природных стихий: огня, воды, земли и небосвода. Особенным почитанием пользовался огонь (Атар) – единственное спасение от холода в степях, где зимой температуры достигают очень низких отметок, а также от голодных хищников. В то же время огонь был страшным явлением во время степных пожаров. Большим почитанием пользовалась также вода в облике богини Анахиты-Ардвисуры и солнце – Митра. Древние иранцы поклонялись и богу войны и побед Варуне. Почитались также два вида духов или божеств: ахуры и дэвы.
• Китайская мифология — это совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддистской и поздней народной мифологий. Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», IV-II вв. до н. э.), а также в поэзии Цюй Юаня (IV век до н. э.).
• Индийская мифология — мифологические аспекты ведийской религии и литературы, ставшие позднее базой для индуистской мифологии. Центральным мифом, выступающим основой ведийского ритуала, является история Индры, который, будучи опьянён небесным напитком сома, убивает дракона Вритру и освобождает ведийские реки, коров и зарю.
• Японская мифология — система сакральных знаний, включающая традиции синтоизма и буддизма, а также народные поверья.
Мифология Японии включает большое количество божеств (это закреплено в поговорке «Япония — страна восьми миллионов божеств»). Имена многих из них весьма длинные.
• Мифология Мезоамерики — представители мезоамериканской мифологии поклонялись типичным богам. Мифологию и пантеон мезоамериканских культур можно охарактеризовать, как сложную политеистическую религиозную систему, которая однако сохранила некоторые элементы шаманизма и когда то эволюционировала из первобытных верований в силы элементов и природы. Так большинство божеств мезоамериканских пантеонов являются воплощением элементов, таких, как вода, огонь, воздух, земля или являются «астральными» божествами — воплощением солнца, звезды, созвездия, планеты. Сами божества представлены в виде антропоморфных, зооморфных и антропозооморфных существ.
– Мифология инков;
– Мифология ацтеков;
– Мифология майя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий