15 сентября 2020

Вишап

Вишап


Вишап (Гвелешапи, Гвелвешапи) — армяно-грузинский дракон, популярный мифологический и фольклорный персонаж.

В 1909 году учёные Н. Я. Марр и Я. И. Смирнов во время проведения археологических раскопок в Армении услышали от местных жителей о каменных «вишапах», лежащих высоко в горах. Поднявшись в горы на ночёвку, которую армяне называли «Вишапнер», а местные курды «Аждаха-юрт», учёные действительно обнаружили удивительные мегалитические изваяния. Большинство изваяний имели форму рыб, некоторые — форму растянутой на кольях шкуры быка.

Исходя из вида доминирующей формы вишапов (рыба, вторая форма идентифицируется как бык) и того, что почти все находки вишапов в Армении связаны с горными источниками или даже с остатками древних ирригационных сооружений, учёные установили несомненную связь вишапов с древними культами плодородия и воды (профессор Абегян в своё время считал, что каменные вишапы символизировали не дракона, а богиню Астхик). Вероятнее всего, так оно и было, только с течением времени и под влиянием христианства образ вишапа трансформировался, и он из божества воды превратился в демона, точнее даже в дракона.

Вишап армянский дракон
Вишап

У грузин дракон в том числе может именоваться практически аналогичным образом гвелвешапи или гвелешапи. Другие его имена: «дракони» — очевидная калька с древнегреческого и «урчкхули». Последнее имя принадлежит скорее «христианскому» дракону, успешно побиваемому, например, Святым Георгием. А традиционное имя — гвелешапи или просто вешапи. Невооружённым глазом видно, что это слово сложного состава: гвели (gveli) + вешапи [višap]. Первая часть с грузинского переводится как «змея». Вторая часть у грузин обозначает «огромное водное чудовище» и может относиться как к собственно дракону, так и к киту, и к Левиафану.

На армянском языке слово «вишап» так же обозначает «чудовище», «дракона». По одной версии это слово изначально хурритского происхождения. Но более популярная версия гласит, что слово «вишап» было заимствовано из иранских языков во время нашествия мидийцев или Ахеменидов. Сторонники этой версии утверждают, что армянское višap и грузинское vešapi — в исходном значении «чудовище» — были на раннем этапе заимствованы именно из иранских языков.

В армянской мифологии вишапы выступают в зооморфном (чаще всего — змеином) или антропоморфном облике (потому что оборотни). Они персонифицируют грозовую бурю, смерч или грозовые облака. Живут вишапы в небе, в больших озёрах либо на вершинах гор, причём, во время грозы, небесные вишапы спускаются вниз, а вишапы гор и озёр поднимаются в небо. Различают белых, красных и чёрных вишапов, которые часто бывают многоглавы. Самыми сильными обычно бывают чёрные вишапы. Согласно мифам, большой вишап поглощает солнце, отчего происходит затмение. А если вишап доживёт до тысячи лет, то сможет поглотить весь мир. К счастью, такого обычно не случается, потому что и в Армении, и в Грузии достаточно рождается вишапоборцев — распространённый мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом.

С утверждением христианства мифы о вишапах подверглись модификации, вишапоборца Вахагна вытеснили архангел Гавриил (Габриел Хрештак), ангелы и святые. Они вступают в сражение с вишапами, которые во время грозы вместе со злыми духами пытаются проглотить солнце (воспламеняющиеся грозовые тучи — огненные тела вишапов, гром — их крик, а молния — стрела Габриеле Хрештака, посох или прут ангелов). Ангелы вздымают вишапов к самому солнцу, от лучей которого те превращаются в пепел и сыплются на землю. Вишапом называли также и самого Сатану.

Говоря про оборотничество вишапов, нужно вспомнить некоторые легенды, приводимые армянским историком Моисеем Хоренским. Там есть упоминания о чудищах, одновременно называемых и «вишапы», и «каджи» (от всепроникающего Ажи-Дахаки, вероятно). Вообще, каджи (арм., буквально «храбрец») являются духами бури и ветра, но могут они принимать и драконий вид.

В общем, армяно-грузинские вишапы вполне себе традиционные драконы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий