29 октября 2020

Гаргулья

Гаргулья


Гаргулья — плод средневековой мифологии. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille — глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Первые гаргульи ещё XII-XV в. устанавливались около водостоков, в качестве направляющей для воды. Совмещалось полезное, красивое и тайное. В XVIII-XIX веках большинство гаргулий уже заменили свинцовыми водосточными трубами. Утратив полезную функцию, гаргульи превратились просто в элемент декора зданий.


Гаргулья — плод средневековой мифологии
Гаргулья


Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов представлялись двойственно. С одной стороны они были как древние сфинксы охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм или особняк, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты. Часто в них воплощали человеческие грехи, от которых пытаются избавиться люди.

Гаргульи изображались по-разному. Не было какого-то единого эталона, как и у сфинксов. Но общие черты, конечно, присутствовали. Например, они могли выглядеть, как обычные большие кошки или собаки, но с особыми острыми крыльями как у летучих мышей, или в виде какого-то человекоподобного беса-демона, так же с крыльями летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями.

Крылатость гаргулей была одним из обязательных атрибутов, так как они всегда сидели на крышах или фасадах зданий, довольно высоко и добраться до своих мест обитания, могли лишь с помощью крыльев. Намного реже встречаются некрылатые гаргульи, которых довольно мало.


Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов

Самые известные каменные гаргульи «проживают», конечно, во Франции, на готическом соборе Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери). При чём, они настолько персонифицированы, что некоторые имеют даже собственные имена: Философ, Монахиня и т.д.

Гаргульи, как архитектурное украшение, были вынуты из глубин древности очень известным направлением в искусстве как готика. Именно католические храмы и соборы по всей Европе в готическом стиле были облеплены каменными гаргульями. Подобные статуи считаются непременным атрибутом готического стиля, который присущ только ему. Часто гаргульями украшали обычные особняки и дома. Они в виде конька стерегли здание или сидели около водостоков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий